Главная / Города и страны / Азия / Монголия: инструкция по применению

Монголия: инструкция по применению

DSCF3702    Есть в Азии такая страна – Монголия. Ее общая с Россией история порой куда продолжительнее, чем у многих российских губерний. Но увы: ни этой истории, ни самой страны у нас почти не знают.

У разных бекпекеров и автостопщиков есть странное хобби: наскоро проехав по Монголии, они тут же садятся писать категоричные отчеты о своем постижении местных реалий. Как правило количество неточностей, глупостей и откровенного бреда в таких повествованиях зашкаливает. В лучшем случае выходит рассказ о себе любимом в интерьере Монголии и о том, что из местных реалий автору почему-то понравилось или не понравилось. Честные попытки разобраться в сути вещей – крайне редки. Недостаток сведений о стране такие блоггеры обычно черпают в интернетах, тоже не особо вникая в достоверность источников. Выходит как у Стругацких: «вот так и рождаются нездоровые сенсации».

С отменой визового режима этот поток полуграмотных сочинений  грозит захлестнуть интернет, до неузнаваемости изменив образ страны — и подобные опусы уже начали появляться. На один из таких мы решили ответить, используя его схему, но раскрывая темы так, как это представляется максимально достоверным.

Действительно, Монголия – страна с очень малой плотностью населения: всего два человека на квадратный километр. Но пойди их еще найди на этих двух километрах, ведь страна пребывает на 138 месте среди стран мира по численности жителей, и всего на 18 месте по площади. Трудно сказать, насколько это плохо для ее развития, но для монгольской природы это очень хорошо. Без человеческого давления она чувствует себя прекрасно.

IMG_2414Значительная, если не преобладающая часть путешественников едут в Монголию именно за нетронутыми монгольскими пейзажами, которых там найдется на любой вкус. Там горы, от относительно невысоких Хэнтэйского нагорья на севере и Гобийского Тянь-шаня на юге, до значительно более высоких Хангая и отрогов Восточных Саян с 3,5 километровым Мунку-Сардыком, и до Монгольского Алтая на юго-западе, с вечными снегами и ледниками, с вершинами-четырехтысячниками. Там степи, от живых северных, до безлюдных и каменистых гобийских, плавно переходящих в одну из великих пустынь мира — каменистую хаммаду Гоби. Песчаные барханы в Монголии не так часты, как, например, в Каракумах, но встречаются, и на юге страны, и на севере, и даже в центре. Есть в Монголии и дремучая тайга, не уступающая сибирской, и судоходные реки, и огромное количество озер, в главе которых, несомненно, Хубсугул, брат-близнец Байкала.

Монголия: инструкция по применению

Транспорт в стране

Все это, плюс, относительно простые способы попадания туда, привлекают в Монголию сотни тысяч туристов со всего мира. Их не останавливает даже относительная неразвитость транспорта внутри страны: железная дорога здесь существует только в виде тысячекидометровой линии от российских Наушек до китайского Эрляня. Остальные пространства страны приходится преодолевать или самолетами, связывающими Улан-Батор с наиболее крупными городами, в основном, центрами аймаков, и промышленными центрами, или при помощи истинно народного транспорта: автобуса. Подобно авиационным маршрутам основная сеть автобусных завязана на Улан-Батор. Многие маршруты достаточно протяженны: например, автобус от Улан-Батора до Ховда на западе страны стоит 70 тыс тугриков и идет около 1-2 суток, останавливаясь на еду и отдых в придорожных гестхаусах, причем 20 человек и коза в 10-местной «буханке» — вполне нормальное явление (фото из блога Маши Дубровской). Непривычного иностранного туриста одна такая поездка приближает к сатори больше, чем десять прочитанных путеводителей. В худонах основной транспорт и сегодня — лошадь, порой заменяемая мотоциклом и свое авто.

Монголия: инструкция по применениюОбщественный транспорт есть в нескольких крупных городах: в Улан-Баторе и Дархане – троллейбусы, автобусы и маршрутки, в некоторых других только автобусы.
Не нужно этого пугаться. Вопреки мнению рафинированных эстетов, Монголия обладает одним важным свойством: сюда обычно и не собираются ехать, но однажды попав, а тем более, прожив более-менее продолжительное время, подсаживаются на нее, и живут дальше в состоянии внутреннего томления, мечтая вернуться еще и еще раз.

Как попасть в страну

Быстрый способ попасть в Монголию – долететь самолетом из Москвы или некоторых других городов мира. Летают туда российский «Аэрофлот» и монгольский МИАТ. Можно напрямую, а можно с пересадкой в Пекине или Иркутске, «Аэромонголией» или China airlines. Совсем недавно был рейс из Улан-Удэ, был отменен за нерентабельностью, но местные власти обещают по случаю обретения безвизовости между Россией и Монголией возобновить его. В планах есть и давно обещанный самолет Астана – Улан-Батор, и совсем недавно появившийся проект авиарейса из Читы в Чойбалсан.

Монголия: инструкция по применениюНо наши люди поступают иначе. Трое суток пути в поезде по Транссибу, и, приехав в Улан-Удэ, мы пересаживаемся в автобус Улан-Удэ – Улан-Батор. Десять часов пути, с остановками на пересечение границы и на обед, и мы в центре монгольской столицы. Еще в Монголию можно доехать автобусом из Кызыла, идет он до центра Убсунурского аймака города Улангом. Ходят слухи и о скором появлении автобуса Чита – Борзя – Чойбалсан…
Можно добраться до Улан-Батора и прямыми поездами из Москвы, Иркутска, Пекина и Хух-Хото, но обычно все трансграничные поезда обходятся заметно дороже, чем компромиссные варианты с пересечением границы своим ходом.

Монголия: инструкция по применениюУ Монголии есть несколько международных пограничных переходов, которыми могут пользоваться граждане разных стран: авиа в Улан-Баторе, Чойбалсане, Ховде и Улгии, наземные, на границе с Россией в Сухэ-Баторе (ж/д), Алтанбулаке (авто) и Цаганнуре (авто); на границе с Китаем в Дзамын-Уде (ж/д и авто) и Булгане (Яранте) (авто). Все другие КПП предназначены только для двустороннего обмена визитами, так, например, иностранцев не пропустят из России на Хубсугул черех переход «Монды – Ханх» или через самый восточный переход «Эрэнцав – Соловьёвск». Впрочем, в планах сделать погранпереход в Ханхе многосторонним, как и другой переход «Хандагайты — Боршоо», но всё, как обычно, упирается в деньги…

 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости из мира самостоятельных путешественников, бекпекеров, автостопщиков.


Это тоже интересно

Прогулка по колониальному Янгону

Из всех мегаполисов Юго-Восточной Азии Янгону лучше других удалось сберечь неповторимый облик британского колониального города.