Главная / Города и страны / Азия / Паром в Турцию: из Сочи в Трабзон

Паром в Турцию: из Сочи в Трабзон

В  Турцию у приличных людей принято летать самолетами. Но кто сказал, что мы приличные люди? По крайней мере, в понимании пакетных туристов и прочих любителей all inclusive… Мы ведь едем туда не тюленить на пляже, и не орать «таги-и-и-и-ил»  в 3 часа ночи и не прыгать с балкона отеля в бассейн. Может быть поэтому и дорога для нас это не досадный перерыв между диваном дома и лежаком на пляже, а часть путешествия. Турцию от России отделяет море, потому естественно, что один из нетривиальных способов достичь противоположного берега — паром в Турцию.

Еще лет пять назад северный берег Черного моря с южным соединяло несколько паромных переправ. Когда-то был даже маршрут «Новороссийск — Стамбул»,  но увы…  Перестала ходить одесская «Каледония»,  закрылись линия из Севастополя и Ильичевска, недолго проработал паром из Стамбула в молдавские Джурджулешты.  До сегодняшнего дня дожил только один вариант:  паром  в Турцию из Сочи в Трабзон.
DSCF5393От сочинского железнодорожного вокзала до морвокзала рукой подать, нужно только пройти полтора километра налево по привокзальной улице Горького до Курортного проспекта,  пересечь его, выйдя к парку с «Макдональдсом», от которого уже будет виден шпиль Морского вокзала. Нужные нам кассы находятся в небольшом одноэтажном здании справа от здания вокзала, на так называемом мелководном причале.

Сочи, кассы на мелководном причалеХлопоча о билетах, не забудьте осмотреть окрестность: Сочинский морской вокзал — легенда советского кино. Именно здесь снимался эпизод популярнейшей советской кинокомедии «Бриллиантовая рука», в котором Семён Семёнович Горбунков отправлялся в морской круиз на лайнере «Михаил Светлов».  С противоположной от касс стороны морвокзала теперь стоит памятник семейству Горбунковых, Лёлику и Геше Козодоеву. Правда, Семен Семеныч на нем что-то сам на себя непохож…
Забавно, но в наше время теплоход «Михаил Светов» и впрямь отправляется от сочинского морского вокзала, но ходит он не в круизы, а в основном возит пассажиров в Батуми.

Паром из Сочи уходит к вечеру, официально — в 19 часов, а в реальности тогда, когда утрясутся все крайне необходимые мелочи. В нашем случае это произошло ближе к 9 вечера, когда пассажиры, трясущиеся от холода, были наконец допущены во чрево погранично-таможенного пункта.

sunset portПоднявшись на судно и пристроив вещи, мы вышли на верхнюю палубу постоять и понаблюдать, как портовый буксир выталкивает нас из бухты, а  затем посмотреть на удаляющийся сочинский берег с зеленым маячным огнем…  Затем сидели за столом, пили чай и кофе, который на пароме наливают бесплатно, отогревались, помимо чая, дьютиковскими ликерами, грызли фейхоа с сочинского рынка и сладкие плюшки с чурчхелой.  Смотрели кино на ноутбуке и попутно болтали в «аське», подключившись через gsm-модем. Сигнал от сочинских базовых станций дотягивается достаточно далеко, по крайней мере час после выхода из порта качество связи было удовлетворительно. Кстати, на турецком пароме (в отличие, скажем, от «Каледонии», вайфая нет.

Просидев за монитором заполночь, наконец собрались и поспать.  Билеты на паром продаются двух видов: места в каютах, и так называемые сидячие места. Фактически это немалых размеров  салон, напоминающий интерьером некое кафе или ресторанчик, со столиками, стульями, телевизорами, мягкими креслами и диванчиками, буфетом с едой и шумной компанией в комплекте. Если народа в салоне немного, можно удобно устроиться на одном из них. Если пассажиров поболее, то наиболее верной стратегией будет взять с собой «пенку», спальный мешок и расположиться поудобнее где-нибудь за дальним столом.  Можно, впрочем, обойтись и без «пенки»: полы в салоне крыты ковролином.

Паром в ТурциюИзвестен случай, как ехавшие в Турцию автостопщики, имевшие при себе палатку, просто установили ее с разрешения судового начальства на  свежем воздухе,  рядом с автомобилями, и жили в ней с комфортом до трабзонского порта. Спать в ней не менее удобно, чем, скажем, в лесу: шум двигателей почти неслышен, а в хорошую погоду паром практически не качает. Только иногда палуба слегка уходит вниз под ногами, как в спускающемся лифте.

Паром в Турцию Паром в ТурциюЕсли погода не подкачает, то черноморское утро не разочарует. Для начала ранним пташкам салютует морской рассвет. Затем, в хорошую погоду, для вас  вода до горизонта, и горы над ним. Слева — грузинские, а далеко впереди уже просматривается турецкий берег, несмотря на то, что до него еще часов пять хода. Паром идет через воды то России, то Грузии, то Турции, и на мачте над ходовой рубкой едва успевает меняться «флаг вежливости».

morningНа море был практически, штиль, солнце, вставая, блестело в волнах изо-всех сил…а под ним, на сразу посветлевшем небе, на горизонте, торчали сизые вершины какого-то горного хребта… «— Уже Турция?» — спросил я у вышедшего покурить мужчины с кавказской внешностью? «—Нет. Грузия», — ответил он. «— Батуми». Потом мы разговорились, он оказался армянином, везущим домой купленную в России «Волгу».  Выгрузится с ней в Трабзоне, затем своим ходом поедет в Грузию, и через всю Грузию — в Армению. Несмотря на общую границу прямых пограничных переходов между Турцией и Арменией нет, хотя власти этих стран вроде бы и договорились об их открытии. «Да, будет проще», сказал армянин в ответ на вопрос об этих планах, и добавил, что ездить будет легче, но тогда многие в Армении прогорят из-за дешевых турецких товаров и продуктов. Мы с ним поболтали еще о том, о сем, погоревали о развалившемся СССР — это всегда общая тема в разговорах с жителями других республик бывшей страны — и пошли пить чай.

DSCF5333За разговорами прошло пару часов, и по носу парома, наконец-то открылся турецкий берег. Впрочем, несмотря на то, что он казался так близко, добирались до него еще несколько часов. Миновали какую-то безымянную подводную лодку, корабли турецкой береговой охраны, подошли ближе, и наконец стало видно сам город Трабзон, бывший Трапезунд…
DSCF5328DSCF5342
DSCF5338DSCF5375DSCF5397DSCF5400Зажатый между горами и морем, он вытянут вдоль побережья, а дома в нем стоят на самых, вроде бы, невообразимых местах. Даже аэропорт находится на берегу, вдоль моря, и подходя к берегу, мы смотрели, как турецкий «боинг» планирует поперек нашему курсу и садится, казалось, на прибрежный песок.  Аэропорт в Трабзоне находится на узком берегу возле моря, другого места здесь просто нет. DSCF5380 DSCF5386 DSCF5388Подошли к порту. Нам повезло не только с погодой, причалы были свободны, и нас не стали держать на рейде, а сразу поставили к причальной стенке. Мы все, кто был на борту «Аврасии», засуетились, похватали свои вещи и потянулись к выходу. После 12-часового плавания всем захотелось побыстрей пройти пограничный контроль и оказаться, наконец, в Турции…    DSCF5403 DSCF5405 DSCF5410 Сегодня из Сочи в Трабзон ходит паром турецкой компании Sarı Denizcilik, пассажирский билет стоит 120-150$, перевозка мотоцикла 250$, легковых авто 500-600$, микроавтобуса — 700$.  На борт берет 225 человек, но в основном, сидячие места. До последнего времени на переправе работало и российское судно на подводных крыльях «Гермес». От Сочи до Трабзона оно отправлялось по понедельникам, средам и пятницам, а из Трабзона в Сочи по вторникам, четвергам и воскресеньям, находясь в пути всего около 4,5 часов. Притом стоило оно столько же, сколько и турецкий паром:  4 тысячи рублей из России или $130 из Турции.  Но в связи с жизненными сложностями у судовладельца нельзя сказать наверняка, будет ли оно в ходу именно тогда, когда нужно вам.

DSCF5426

 

 


Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости из мира самостоятельных путешественников, бекпекеров, автостопщиков.


Это тоже интересно

За запахом монгольской осени: Алтай

Алтай восхитителен: феерические пейзажи, обрывы, скалы, вершины, горы, текущие в долинах реки, заросли лиственниц, то сужающееся, то вольготно расширяющееся шоссе, крутые повороты и каменные стенки то слева, то справа...